ЦИФРОВОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

http://papaskiri.infodesigner.ru/

Обеспечение растущего спроса на продукты питания – во многом вопрос вовлечения в производство новых массивов плодородных земель, главным источником которых в перспективе станет Россия. Имея 20% земельных ресурсов мира, Россия, при применении современных технологий и форм организации сельского хозяйства, сможет обеспечить сельскохозяйственной продукцией около 1,5 млрд. человек, а совместно со странами ЕЭП и БРИКСТ – 3 млрд. чел. При этом, динамика рынка услуг, связанных с земельными ресурсами в ближайшее десятилетие будет тесно связана с динамикой рынка сельскохозяйственной продукции, т.к. вовлечение земель в аграрное производство основывается на проведении массовых работ по землеустройству (среди которых: инвентаризация земель; схемы территориального планирования, проекты землеустройства и др.).

Мировые рынки продовольствия демонстрируют постоянный рост, основным фактором которого является рост населения в мире. По оценкам Международной организации по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН (FAO) за 2010-2012 годы 870 млн. чел. в мире недоедают (12,5%). Среднегодовой прирост спроса на сельхозпродукцию за последние 10 лет составляет 2,3% против 1,3% среднегодового прироста предложения. Рост реальных доходов населения и урбанизация в развивающихся странах стимулируют повышенный спрос на продукты питания. Политика по стимулированию использования биотоплива создаёт дополнительный спрос на сельскохозяйственную продукцию. Первые лица государства неоднократно заявляли, что экспортоориентированное сельское хозяйство, возврат России статуса аграрной державы — одно из ключевых направлений преодоления зависимости экономики России от экспорта углеводородов.

В «Обзоре по управлению земельными ресурсами мира», подготовленном Европейской экономической комиссией ООН еще 15 лет назад, подчеркивалось, что «…уровень цивилизации общества определяется уровнем развития землеустройства, которое материализуется в использовании земли и организации территории». Там же подчеркивалось, что «… в связи с недостаточным землеустройством в России пустуют миллионы гектаров сельскохозяйственных земель».

Резервы земель, пригодных для вовлечения в сельскохозяйственный оборот или для более интенсивного использования:

  • неиспользуемые: пашня – 20 млн. га, кормовые угодья – 34,5 млн. га;
  •  невостребованные земельные доли – 16,6 млн. га пашни;
  •  земли фонда перераспределения – 43,7 млн. га, в том числе 11,9 млн. га сельскохозяйственных угодий; из них 3,5 млн. га пашни;
  •  сельскохозяйственные угодья, находящиеся в других категориях земель –

24,4 млн. га, в том числе 6,2 млн. га пашни;

  •  орошаемые (1,15 млн. га) и осушаемые (2,58 млн. га) земли,

    находящиеся в неудовлетворительном состоянии;

  •  земли обанкротившихся сельскохозяйственных организаций – 15,9 млн. га;

Всего:  9,7 млн. земельных участков площадью  111,9 млн. га.

Использовать рационально и эффективно этот потенциал наравне, с уже используемыми землями сельскохозяйственного назначения без создания цифрового сельского хозяйства на базе цифрового землеустройства не возможно.

Поэтому российское землеустройство должно являться главным механизмом осуществления аграрной политики государства, основным фактором повышения конкурентоспособности сельского хозяйства и встраиваться в общую систему управления землями сельскохозяйственного назначения.

Создание цифрового сельского хозяйства на базе умного землепользования нельзя проводить без создания цифрового землеустройства. Фактически цифровое землеустройство является основой – территориальной пространственной привязкой всего цифрового сельского хозяйства, включая все вопросы точного земледелия на основе адаптивно-ландшафтных подходов, вопросы мониторинга земель на основе контроля за состоянием полей, эффективного планирования и рационального использования земельных ресурсов  с применением технологий ГИС, САПР и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также на основе всестороннего учёта большого количества факторов влияющих на проектные и управленческие решения.

Цифровизацию землеустройства невозможно осуществить без создания единой комплексной информационной системы с выходом на прогнозирование использования земельных ресурсов, автоматизацию проектирования на базе САЗПР, экспертного анализа использования земель на базе нейросетевого анализа, экспертных и интеллектуальных систем, ИКТ …. и т.д.

Проект цифровизации землеустройства – сложная системная задача, затрагивающая содержание землеустройства и всю систему управления земельными ресурсами страны, требующая кардинальных в т.ч. структурных изменений, перемен в логике подчиненности и взаимосвязи правительственных  и ведомственных структур с обозначением единой территориальной привязки и зависимости по характерным признакам взаимодействия. 

Таким образом, цифровые технологии умного сельского хозяйства, в системе управления АПК через связку «умное землепользование»- «умное поле» должны в обязательном порядке интегрироваться на базе цифрового землеустройства. В противном случае отсутствие системной образующей в виде «землеустройства» будет приводить к огромным экономическим потерям (что и происходит в настоящее время), которые проявляются в недоиспользовании земельного ресурса, деградации земель и т.д.

Современное землеустройство и землеустроительное проектирование требует создания сложных математических моделей, обеспечивающих формирование объектов проектирования и манипулирование ими, выбор и обоснование проектных решений. В силу использования исходных данных, имеющих пространственную привязку (картографические материалы, модели рельефа, данные о площадях, расстояниях, количественных и качественных характеристиках почв и ландшафтов, инфраструктурах и ресурсах, центрах производства и потребления и т.д.) требуется осуществление большого объема расчетов.

Для обеспечения выполнения больших объемов расчетов будут привлекаться необходимые вычислительные ресурсы. Благодаря использованию облачных технологий система цифрового землеустройства позволит существенно снизить уровень технических требований к собственной компьютерной технике пользователя в процессе интеграции разрозненных информационных и вычислительных ресурсов, необходимых для разработки проектов (BigDATA).

Таким образом, актуальность Концепции «Цифровое землеустройство», направленной на решение выше обозначенных проблем становится приоритетной и является стратегической задачей всего аграрного сектора экономики страны.

ЦИФРОВОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО